оптимизация
без переплат
Рассылка
для руководителей
и владельцев компаний

Что год грядущий нам готовит.

 

 Что больше всего волнует предпринимателей? Безопасность бизнеса, финансы, персонал или продажи? Что поставить на первое место? Наверное, совокупность всех факторов. Хотя, конечно, у каждого своя история. Предпринимателей всего мира волнуют одни и те же темы. Вне зависимости от страны ведения бизнеса.  Однако у России, как обычно, свой путь. И все эксперты в один голос кричат, что основные риски при работе в России - это налоговые. По мнению Павла Гагарина, возглавляющего рабочую группу по управлению налоговыми рисками при Экспертном налоговом совете ТПП РФ, управление именно налоговыми ЧЕМ? должно быть важнейшим приоритетом .По прогнозам главы рабочей группы Экспертного налогового совета ТПП, в 2013-2014 годах налоговые проверки будут проходить в еще более жестком режиме, доначисления в бюджет станут выше.

По данным за 2011 г., в среднем каждая проверка приносила бюджету около 4,5 млн. руб. Все знают, что есть понятие минимальных налоговый отчислений по итогам выездной проверки. В Москве такой минимум – около 2 млн. руб. Но это при хорошем расположении звезд. Меньше нельзя, а то проверяющие должны будут в Управление докладывать. Но за последний год я такую маленькую сумму доначислений по решению налогового органа у клиентов, обратившихся ко мне, не видела. Возможно, если организации доначисляют 2 млн.руб., то она сразу уплачивает его в бюджет и не спорит. А может даже радуется, что так дешево отделалась. В основном, среди обращавшихся были организации с доначислениями 60-100 млн. руб. Эта планка значительно!!! выше той, что была в предыдущие годы. Такие суммы раньше были скорее исключением из правил. Сегодня это норма. Фискалы стали более грамотными и у них много больше полномочий, чем в прежние годы. С этим нужно считаться.

             Руководитель ФНС России Михаил Мишустин на недавнем расширенном заседании коллегии ФНС объявил о смене приоритетов. Он распорядился исключить из программы материального стимулирования сотрудников количественный показатель - число выездных проверок. И заменить его на качественный – отношение общей суммы взысканных налогов к суммам, доначисленным по итогам проверок. От достижения этого целевого показателя будут зависеть не только премии налоговиков, но и оценка работы инспекций. Ранее ИФНС получали установки повышать эффективность своей работы, не снижая количество проверок. В части налогового администрирования планируется ввести обязательную досудебную процедуру для всех налоговых споров, а также увеличить срок подачи апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение налогового органа с 10 дней до одного месяца. Также предполагается обязать банки предоставлять налоговым органам информацию о вкладах и счетах граждан, не являющихся предпринимателями, а также депозитах компаний и предпринимателей.

 

 Налоговики показали в ушедшем году хорошую практику работы с банками. Очень оперативно собирали сведения по IP-адресам налогоплательщиков. В большинстве случаев доказательная базы строилась на совпадении IP-адресов «независимых» компаний поставщиков с которых они управляли своими счетами. Обязательно учтите это в нынешнем году. И если в силу разных причин вы до сих не решились изменить структуру бизнеса, то учтите этот новый риск и затраты на его преодоление. Это не просто,  был случай когда финансовый директор ходил с ноутбуком в соседнее кафе для управления счетами своих «постащиков», а оперативники взяли в этом кафе записи камер видеонаблюдения.  

 

По-прежнему, особой популярностью у российских бизнесменов пользуются схемы с применением оффшоров. Справедливости ради надо заметить, что бегство в офшоры – проблема не только России, но и всего мира. По данным The Tax Justice Network, вофшорных зонах сегодня спрятан 21 трлн долларов – это ВВП США и Японии, вместе взятые. Простое ужесточение контроля  не помогло фискалам увеличить сборы в других странах, тем более не поможет в России, деньги все равно пойдут туда, где им лучше. Пока у бизнесмена не появится уверенность в появлении четкой налоговой политики, более лояльной к бизнесу, уверенность что никто ее не изменит в ближайшие годы, он  не прекратит использовать офшоры.

 Еще большую осмотрительность и осторожность в выборе контрагента теперь следует проявлять и в связи с законопроектом Росфинмониторинга по борьбе с фирмами-однодневками. Светлана Тищенко (ответственный секретарь Экспертного совета при Комиссии Мосгордумы по законодательству)предупреждает: принятие закона в варианте, предложенном Росфинмониторингом, может существенно ухудшить инвестиционный климат в стране, повлечь рост коррупции и увеличить число рейдерских захватов.

Слияния и реорганизацию ликвидируемых компаний предлагается существенно ограничить, объяснив это стремлениям уйти от налогов. Эту идею Росфинмониторинга поддерживает и законопроект по внесению изменений в Гражданский кодекс, который уже принят в первом чтении и очень активно обсуждался в конце прошлого года. В соответствии с этим законопроектом государство в принципе хочет ограничить возможность присоединения юридических лиц друг к другу, вне зависимости от их организационно-правовой формы, а некоторым, как например фондам, и вовсе запретить присоединятся друг к другу. Процессы банкротства и ликвидации Росфинмониторинг предлагает тесно связать. Долги, возникающие после объявления банкротства и ликвидации компаний, ведомство планирует взыскивать с их руководителей и контролирующих лиц. В целом, попытка государства ужесточить ответственность в такой непростой области как банкротство понятна, так как не секрет, что каждое второе банкротство в нашей стране контролируемое. Практики по возбуждению уголовных дел по статье 195 УК РФ (Неправомерные действия при банкротстве), статье 196 (Преднамеренное банкротство)  и статье 197 (Фиктивное банкротство) практически нет. Это связано с тем, что основная часть банкротств, при которых владельцам бизнеса есть что «слить» происходит не в Москве, а в регионах, соответственно и заявление в нужно приносить в местное подразделение следственного комитета, а там, как это ни печально, у следователей банально не хватает квалификации, чтобы раскрыть такое дело, в связи с чем в 95% случаев у такого заявления нет шансов быть увековеченном в уголовном деле. Более того, в отношении контролирующих лиц предлагается ввести презумпцию виновности в банкротстве – обратное они должны доказывать суду сами. Предлагаемые поправки существенно расширят полномочия налоговых органов, которые, в частности, смогут требовать от банков приостановки операций по счетам компаний – в случае, если запросы по их юридическим адресам остаются без ответа, если операции не соответствуют видам деятельности, если они неоднократно отказывают представлять документы, запрошенные банком. Речь идет фактически о раскрытии банковской тайны для налоговых органов. Кроме того, налоговики получат право не учитывать в налоговой базе операции, не имеющие очевидного экономического смысла, а оценивать этот смысл можно по-разному.

 

           Методология сбора налогов ужесточится. А вот фирмы-«однодневки» налоговики проверять не будут, чтобы оставалась возможность отказывать добросовестным компаниям в вычетах НДС. Об этом прямо сказано во внутреннем письме ФНС России. Налоговики не должны проводить выездные проверки фирм-однодневок, даже если они получили обращения по их поводу от правоохранительных органов.

 Но все не так уж плохо. По данным рейтинга, составленного ассоциацией международных бухгалтерских фирм BKR International, Россия вошла в тройку мировых лидеров по мягкости налогообложения для бизнеса, разделив пьедестал с Мексикой и Саудовской Аравией. Сегодня, согласно рейтингу, наибольшие издержки инвесторам приходится терпеть в странах Европы. В частности, в Великобритании и Германии.

 

 

Российские эксперты считают, что почетное третье место еще не свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате. А бухгалтерский учет дает лишь представление о состоянии дел у той или иной организации, и судить по нему одному о качестве налоговой системы в государстве в целом все-таки не стоит.

На самом деле для инвестирования важен не только процент дохода на каждый вложенный рубль или доллар, но и надежность вложения, в некоторой степени имеет значение и качество работы налоговых органов. Действительно, по иронии судьбы информация о рейтинге BKR International опубликована и на сайте ФНС России, хотя качество работы налоговых органов, по оценкам других аналитиков, оставляет желать лучшего.

Компаниия PricewaterhouseCoopers (PWC), Всемирный банк и Международная финансовая корпорация выпустили отчет, в котором говорится, что для подготовки и сдачи налоговой отчетности в России требуется более 150 рабочих часов в год. Это слишком много, что и выводит ее на последние места в международном рейтинге налоговых систем по уровню жесткости налогового режима. Но зато час работы у нас стоит дешевле, чем в Швейцарии.  Рейтинги вещь субъективная, мало кто вел бизнес в Европе и реально может сравнить налоговые системы. В части разрешительной документации действительно все выглядит проще, люди ресторан в Испании за неделю открыли, но налоги все-таки выше. В России налоговая политика определена на год достаточно ясно.  Количество и ставки налогов не увеличатся, но требовать их будут все жестче и жестче.  Почти во всех стран в кризис повысили налоги, у нас нет. Но чудес не бывает, если не повышать ставки, нужно повышать собираемость. Иначе не хватит на социальные программы, а для нашего страны это самое главное. Так что для бизнесменов наступивший год не будет легким. Удачи вам!

 


Успехов вам и процветания!


Милютина Алла Борисовна

Р.S. Если у вас остались вопросы по прочтении статьи, пишите –  BOSS@whaudit.ru.


Контактная информация
+7 (903) 130-94-12