оптимизация
без переплат
Рассылка
для руководителей
и владельцев компаний

Стоит ли биться с ветряными мельницами?

Как часто в жизни мы отстаиваем свою точку зрения, с пеной у рта доказывая свою правоту. А спустя какое-то время, мы понимаем, что оно того не стоило, что энергия была потрачена в пустоту. И себя становится жаль. Ведь сражаться с ветряными мельницами значит расходовать силы на борьбу с воображаемым и не стоящим внимания противником.

"Донкихотами" мы зовем теперь благородных, но наивных, не приспособленных к борьбе, не знающих жизни героев, неумело и напрасно жертвующих собою".

Так и с налогами. Можно бесконечно отстаивать свою правоту в очередном налоговом споре. А можно подойти к проблеме творчески, не во вред себе, но и с небольшими отступлениями в сторону налоговиков. Иногда от этого можно только выиграть на мой взгляд.

Предположим, вы купили имущество за 10 млн.$ и. планируете сдавать его в аренду. Поставили его на баланс и имеете право на возмещение НДС с суммы покупки. Мы не рассматриваем ситуацию,  когда вы купили на последние или кредитные деньги и вам срочно нужны оборотные средства на покрытие непредвиденных расходов.Любой, кто сталкивался с возмещение бюджетных денег знает, как это долго, затратно и муторно. Налоговики, желая убедиться в том, что НДС, предъявленный к возмещению справедливый, проведут не одну проверку вас и ваших контрагентов. Их можно понять. Очень много на рынке компаний, у которых основной  вид деятельности - "возмещение НДС".

Налоговая служба хочет, чтобы каждый налогоплательщик делал ежеквартальные платежи в бюджет родины. Принцип разумности здесь ни при чем. "Платить нужно от результата. Есть в отчетном периоде доход - платим, нет дохода - не платим" - скажете вы. А вот и нет. Родина считает, что платить нужно регулярно, независимо ни от чего.

Возникает вопрос: так ли необходимо биться с налоговой службой за право, данное вам законом - не платить в каком-то периоде, а потом доплачивать? Может есть возможность сделать отчисления в бюджет регулярными?

Мой опыт сопровождения спорных ситуаций у клиента показывает, что "овчинка того не стоит". На общение с налоговой, ответы на встречки, подготовку документов, а в крайних ситуациях - допросы, адвокаты и другие расходы, времени, энергии и средств уходит столько, что хочется поставить под сомнение эту борьбу.

     Написала это, а сама спинным мозгом стала ощущать, как мне возражает глубоко уважаемый мной Владимир Туров. Он никогда не стал бы ни с кем договариваться. Закон позволяет - на поводу служителей закона не пойдет. Разное мироощущение, разная философия. Я проповедую более мягкий подход. Это не значит, что бьют по одной щеке, нужно подставлять другую. Просто часто на практике бывает так, что клиент рассказывает свою узкую проблему и умалчивает о деятельности в целом. Просит помощи в решении спора с налоговой по какому-то конкретному вопросу. А начинаешь разбираться и оказывается, что ему вменяется "схемность" - применение схем по уходу от налогов или недостоверная налоговая отчетность. Вот и получается - не будите спящую собаку. Придумала родина негласные правила в виде документов для служебного пользования у налоговиков, а мы можем принимать или не принимать их. Фактически, это формальные инструкции по выявлению правонарушений. На мой взгляд, проще изучить их и руководствоваться ими в построении бизнес-модели.

          Наша компания  в течение полутора лет сопровождала ситуацию одного налогового спора. Клиент имел статус постоянного импортера и с завидной регулярностью ввозил товары в  Россию. Очередная партия товара пришла как раз под Новый год. Были заплачены таможенный НДС и таможенные пошлины. На таможне началась предпраздничная суета.



         Товар выпустить не успели. А это несколько машин с парфюмерией. После праздников подарки будут никому не нужны. Прямые убытки. При этом нужно сдавать баланс и декларацию по НДС. Так как мы были много лет знакомы, владелец позвонил мне, чтобы посоветоваться - какую декларацию нужно сдать в налоговую. Реализации нет, значит, нет НДС к начислению. С другой стороны, на таможне заплачен НДС по импортному товару и он показывается в декларации, как НДС к возмещению. Т.е., если отразить в декларации реальную ситуацию, то получится, что бюджет должен клиенту немалую сумму денег.


Мой совет - сдать "нулевую" декларацию по НДС. Ведь товар везли под определенного покупателя и в первом квартале он будет растаможен, отгружен  и ситуация с налогами выровняется.

Если вы хотите, чтобы вам вернули что-то из бюджета, сначала вас будут проверять минимум в течение 3-х месяцев. За это время право собственности на товар перейдет другому владельцу, а у продающей стороны возникнет обязанность уплаты налогов. Возместить деньги не успеешь, да и цели такой у клиента не было. Возникает вопрос: зачем тогда биться за справедливость? Кому она нужна? Да, по закону мы должны подать декларацию, в которой необходимо отразить уплаченный на таможне налог. Только что это меняет?

          Клиент меня выслушал, долго говорил о моей привычке не спорить при возможности с налоговиками, с обидой рассказывал о своевременно не растаможенном товаре, рассуждал о правах налогоплательщиков, ругал меня, что вечно я дую на воду. Поговорили и разошлись.

... А через несколько месяцев звонок. "Налоговики задушили, покоя не дают, проверка за проверкой" - стал жаловаться мне владелец. Меня он не послушал, сдал декларацию, в которой отразил НДС к возмещению. И на него стали распространяться все проверочные мероприятия,которые применяются в таких случаях: запросы на таможню, проверка местонахождения организации, проверка наличия товара на складе, вызовы директора, учредителя и т.д.  К сожалению, независимо ни от чего правила проверки экспортеров, лизингодателей и иных компаний, желающих получить бюджетные деньги, едины. Одинаковы для все этих категорий.


Ситуация была отягощена тем, что когда началась эта проверка, то сразу появилось желание в нейне участвовать, и товар быстро продали и сдали декларацию, в которой налог уже был к уплате. Все,как я и предсказывала. Товар не представлял после Нового года большой ценности, поэтому его продали по сниженным ценам турецким подданным и другим менее понятным покупателям. Турков стали вызывать в налоговую на допросы.


Они могли бы вообще не ходить, это же не полиция. Но когда они слышали слово"допрос", тут же являлись, как законопослушные граждане, не имеющие ничего общего с нарушителями российских законов. Но что они там говорили на ломанном русском языке! К тому же инспектор, который вел это дело, не поленился, поехал на склад, где ранее хранился товар  и не нашел тому доказательств.

 Результат - акт о доначислении 6 млн.руб. и последующее списание их со счета. Почему так произошло? Просто никто не верил,что такое возможно.  Дальше - жалоба в Управление, переход в другую налоговую и много других мероприятий "по спасению Бонифация" в течение полутора лет. Акт отменили, деньги вернули. Но сколько энергии  было потрачено зря. А ее можно было потратить на что-нибудь хорошее, созидательное.

Всегда жаль время и силы, потраченные в пустоту. Пусть с ветряными мельницами сражаются по-прежнему «Донкихоты». А мы в этом время займемся чем-то созидательным.

Успехов вам и процветания!


Милютина А.Б.

Р.S. Если у вас остались вопросы по прочтении статьи, пишите –  BOSS@whaudit.ru.


Контактная информация
+7 (903) 130-94-12